Рассказать друзьям

Мы Вконтакте



3 августа 1806 г. Завершилось первое русское кругосветное плавание.

Шлюп «Нева» под командованием Юрия Фёдоровича Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное путешествие, начатое ровно три года назад. Через 16 дней в родную гавань вернулся и второй корабль кругосветной экспедиции – шлюп «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна.

3 августа 1806г. Николай II встретился с Вильгельмом 2 в Свинемюнде – обсуждалось строительство Багдадской железной дороги.

4 августа 1783 г. в крепости Георгиевск на Северном Кавказе был заключён дружественный договор между Россией и Восточно-Грузинским царством.

Когда Грузия оказалась под угрозой полного подчинения Персии и Турции, Царь Картли и Кахетии Ираклий II в 1782 году обратился за помощью к России, с которой у Грузии существовали давние политические, экономические, культурные и религиозные связи. Договор был выгоден обеим сторонам: Россия укрепляла свои позиции в Закавказье, а Грузия избавлялась от угрозы национального порабощения мусульманскими странами. Сколь реальна была эта угроза, можно судить по численности мужского населения, упавшей к тому времени до 70 тыс. человек.

Но дальнейшие события (вторжение Ирана, захват и разорение Тбилиси) показали, что для выживания грузинской нации требуется ещё более тесное сотрудничество с северным соседом. Путь, начатый в Георгиевске, был продолжен присоединением Восточной Грузии к России в 1801 году, а в дальнейшем и включением в неё Западной Грузии, когда в ходе русско-иранских и русско-турецких войн были возвращены ранее отторгнутые от Грузии территории.

5 августа. Почаевская икона Божией Матери.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери  было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецко-татарской осады 4-5 августа 1675 г. Когда у насельников не осталось надежды выдержать штурм древнего оплота Православия, игумен велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» над храмом внезапно явилась Сама Пречистая, «омофор белоблистящийся распуская», с Небесными Ангелами, держащими обнажённые мечи. Преподобный Иов находился близ Богородицы, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли Небесное Воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и прп. Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве они, не разбирая, стали убивать друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили много пленных. Некоторые из них впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

6 августа 1726 г. – присоединение России к Венскому договору, заключенному в 1725 году между императором Карлом IV и Испанией. Россия предоставляет в распоряжение союзников 30-тысячную армию в обмен на поддержку в случае войны с Османской империей.

8 августа 1922 года был издан Акт о принятии Великим Князем Кириллом Владимировичем блюстительства Императорского престола.

После отречения от престола Императора Николая II за себя и за наследника цесаревича Алексея Николаевича 2 марта 1917 года права на престо перешли к брату Императора Великому Князю Михаилу Александровичу. Великий Князь своим манифестом от 3 марта 1917 года отложил принятие власти до решения Учредительного Собрания о форме правления. 1 сентября 1917 г., ещё до созыва Учредительного собрания, премьер-министр Временного правительства А.Керенский провозгласил Россию республикой.

В 1918 году Великий Князь Михаил Александрович, Император Николай II и Наследник Цесаревич Алексей Николаевич, т.е. всё мужское потомство Императора Александра III, были казнены по приговору богоборческой власти. В соответствии со статьёй 29, право на престол перешло в род второго сына Императора Александра II – Великого Князя Владимира Александровича (1847-1908). Его старшим сыном был Великий Князь Кирилл Владимирович, который в 1922 г. объявил о своем блюстительстве Престола (т.к. ещё не был уверен в смерти своих предшественников), а 31 августа 1924 принял титул Императора Всероссийского в изгнании.

Этот Акт полностью соответствовал Основным Законам и был признан практически всеми членами Дома Романовых, а также иностранными Королевскими Домами. Не признали Манифест 31 августа 1924 г. Великие Князья Николай и Петр Николаевичи и сын последнего, Князь императорской крови Роман Петрович, которые считали, что вопрос о замещении престола должен решаться путем народного волеизъявления. Вдовствующая Императрица Мария Федоровна, не оспаривая правомерности действий Великого Князя Кирилла Владимировича, считала его акт «преждевременным», т.к. до смерти не утратила надежду на спасение кого-нибудь из её сыновей или внука.

На момент принятия Кириллом Владимировичем императорского титула в эмиграции находились ещё 18 Членов Российского Императорского Дома мужского пола.

9 августа 1914 г.

Во время Северной войны 1700-1721 гг. произошло два знаменательных морских сражения, вошедших в военную историю нашей страны и ежегодно отмечающихся во всех календарях до 1917 г. в числе государственных праздников.

9 августа 1914 г. в морском сражении со шведской эскадрой при мысе Гангут (русское название полуострова Ханко в Финляндии) русская эскадра под командованием контр-адмирала Н.Эреншельда одержала победу. Шведы потеряли 10 судов, вооруженных 116 пушками, 711 человек убитыми и ранеными, а оставшиеся 237 человек были взяты в плен; русские потеряли 127 человек убитыми и 342 человека ранеными. Это была первая в истории русского флота крупная морская победа.

12 августа. В этот день в 1904 г. родился святой мученик, Цесаревич Алексей Николаевич.

Долгожданный наследник престола был последним, пятым ребёнком царской четы и самым желанным – «вымоленным». Летом 1903 г. Царь Николай II с Царицей Александрой Федоровной присутствовали на Саровских торжествах, но вели они себя как простые богомольцы, горячо молились прп. Серафиму о даровании им сына. Молитва их сливалась с пламенной молитвой народа. Ровно через год, 12 августа 1904 г. родился Цесаревич Алексей и стал любимцем всей семьи.

Однако вскоре радость омрачилась известием, что у Цесаревича была неизлечимая наследственная болезнь – гемофилия, которая постоянно угрожала его жизни. Это потребовало от семьи огромного напряжения душевных и физических сил, безграничной веры и смирения. Во время обострения болезни в 1912 г. врачи вынесли мальчику безнадежный приговор, однако Государь на вопросы о здоровье Цесаревича смиренно отвечал: «Надеемся на Бога».

Наследник был необыкновенно красивым и умным ребёнком с открытой душой, на его тонком лице были заметны следы физических страданий. Государыня научила сына молиться: ровно в 9 часов вечера он поднимался с матерью в свою комнату, читал громко молитвы и ложился спать, осененный её крестным знамением.

Близко знавшие Царскую Семью лица отмечали благородство царевича, его доброту и отзывчивость. Наследник питал глубокую привязанность и благоговение к своему державному отцу и считал дни, проведенные при Николае II в ставке в Могилеве, счастливейшим временем.

Он был чужд заносчивости и гордости, запросто играл с детьми своего дядьки-матроса, при этом Алексей рано узнал, что он – будущий Царь, и бывая в обществе знатных и приближенных к Государю лиц, осознавал свою царственность. Однажды, когда он играл с великими княжнами, ему сообщили, что во дворец пришли офицеры его подшефного полка и просят разрешения повидаться с цесаревичем. Шестилетний наследник, оставив возню с сестрами, с серьёзным видом сказал: «Девицы, уйдите, у наследника будет приём».

Учитель Пьер Жильяр описал поведение 13-летнего наследника при известии о падении монархии: «Но кто же будет Императором?... Я не знаю, теперь – никто». Ни одного слова о себе, ни одного намёка на свои права как наследника. Он густо покраснел и волнуется. После нескольких минут молчания он говорит: «Если нет Императора, кто же будет управлять Россией?» Лишний раз я поражаюсь скромностью и великодушием этого ребенка».

Цесаревичу Алексею не суждено было стать Царем и прославить величие русской державы, которую он так горячо любил. Однако всей своей короткой и до последнего вздоха необыкновенно светлой и скорбной жизнью он смог прославить величие и красоту христианской души, с юных лет восходящей к Богу по крестному пути, и приняв мученический венец, ныне молится за нас у Престола Божия в сонме новомучеников Православной Церкви.

14 августа. Преподобная София Суздальская(1542 г.)

Преподобная София, в миру Соломия, великая княгиня, дочь боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на неё пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломия была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню «преподобною мученицею». В рукописных святцах она именуется как «Святая праведная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница». При царе Феодоре Иоанновиче её чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль «на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых». Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.

16 августа 1881 г. Александр III издал «Положение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия», позволяющее вводить чрезвычайное положение (будет действовать вплоть до 1917 г.)

17 августа 1326 г. в дни Успенского поста при великом князе Иоанне I Даниловиче (Калите) был заложен Успенский собор в Московском Кремле.

Инициатором закладки храма был митрополит Петр. В следующем году Успенский собор был достроен и 14 августа, накануне храмового праздника, освящен. Через 145 лет из-за ветхости был разобран и на его месте в апреле 1472 года заложен новый, более просторный. Однако через два года почти достроенное здание обрушилось, никого не повредив. Тогда великий князь Иоанн III вызвал из Италии зодчего Аристотеля Фиораванти, который построил Успенский храм в строгом соответствии с русскими традициями храмового строительства. Великая и первенствующая в России Успенская церковь была освящена 12 августа 1479 г.

Успенский собор стал усыпальницей московских митрополитов, затем Патриархов. Здесь проходили самые торжественные государственные и церковные акты – венчание на царство русских Государей, возведение в патриарший сан.

В Успенском соборе три придела: во имя вмч. Дмитрия Солунского, апп. Петра и Павла и в соборной главе (маковице) – во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. В последнем приделе в 1589 г. состоялось избрание первого в России Патриарха.

Древнейший Кремлевский собор хранил многие святыни, разными путями попадавшие в Москву. Наиболее известная в наше время – чудотворная Владимирская икона Божией Матери. На Горнем месте за престолом находился большой четвероконечный крест и по разные стороны его – два образа – Всемилостивого Спаса и Божией Матери. Эти духовные сокровища были взяты из Корсуни св. князем Владимиром при восприятии им Крещения, затем были перенесены в Новгород и при Иоанне IV Васильевиче – в Москву. За жертвенником – иконы Божией Матери: «Петровская», написанная св. митр. Петром; Влахернская, присланная Царю Алексею Михайловичу в 1654 г. из Иерусалима; Успения Богородицы греческого письма.

На самом престоле находилась золотая дарохранительница, изображающая Синайскую гору и пророка Моисея, приемлющего от Господа скрижали Завета. В пещере той горы полагались Святые Дары. Под горой, в ковчеге, Император Павел I положил Акт о престолонаследии, утвержденный в день его коронации.

В золотых и серебряных ковчегах, украшенных драгоценными каменьями, хранились части мощей: пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; св. апостола Андрея Первозванного, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других святых. А также риза Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, полученная Царем Феодором Михайловичем от Персидского шаха Аббаса I.

Верующие могли прикладываться к величайшим святыням: Гвоздю Господню вывезенному в Россию грузинским царем Арчилом в 1686 г., и Ризе Пресвятой Богородицы. И еще много великих православных святынь собрано было в Успенском соборе Московского Кремля.

18 августа 1782 г. к столетию вступления на российский престол   Петра I в Петербурге был открыт памятник царю работы скульптора Этьенна Мориса Фальконе.

Приглашенный императрицей Екатериной II, он прибыл в русскую столицу в 1766 году, уже имея проект памятника. По его указанию был сооружен специальный помост, на который берейторы из царской конюшни по несколько сотен раз взлетали на лошадях, чтобы скульптор мог лучше запечатлеть их движение. В работе Фальконе помогала его ученица Мари Анн Колло, лепившая голову Петра. В мае 1770 года скульптура в гипсе была выставлена для всеобщего обозрения. Подготовка к отливке бронзовой конной статуи высотой 5,3 м заняла несколько лет, а потом эта работа в два приема была блестяще выполнена русскими рабочими и литейным пушечным мастером Емельяном Хайловым.

Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, прозванная Гром-камень, так как она была расколота молнией. Это был огромный валун длиной в 13 метров и высотой в 8 метров, который отыскали в 12 верстах от Петербурга. Сначала камень двигали к морю по желобам с бронзовыми шарами, потом везли на специальной барже. После успешной доставки была даже отчеканена специальная медаль с надписью «Дерзновению подобно». Скульптор придал камню форму морской волны.

На открытии монумента на Сенатской площади присутствовали императрица, 15 тысяч войск, масса народа. Парад сопровождался салютом с судов, а по случаю юбилея была объявлена амнистия преступникам.

Медным же всадником один из символов северной столицы стали называть с легкой руки Александра Пушкина, давшего такое название своей поэме.

18 августа 1743 г. был подписан русско-шведский договор в городе Або. Часть Финляндии (провинции Кюменгард, Вильманстранд и Нислот) перешла к России.

18 августа 1880 г. было упразднено III Отделение канцелярии и распорядительная комиссия. В этот день был образован департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел. Министром внутренних дел был назначен М. Т. Лорис-Меликов.

19 августа 1911 г. Россия и Германия заключили Соглашение по Персии, согласно которому Германия обязалась не добиваться концессий в Персии в пределах русской сферы влияния, а Россия обязалась не препятствовать строительству Багдадской железной дороги в Турции. Взятие Нарвы

20 августа 1704 г. во время Северной войны русскими войсками была взята шведская крепость Нарва.

Нарва была воротами в Прибалтику. Ещё в Ливонскую войну (1558-1583) первой победой русских войск было взятие Нарвы. Северная война (1700-1721) тоже началась с осады Нарвы, но под стенами крепости русская армия потерпела сокрушительное поражение от шведской армии Карла XII. Однако через четыре года окрепшая русская армия смогла взять реванш за Нарву.

Штурм длился 45 минут, и ещё два часа потребовалось, чтобы окончательно сломить сопротивление шведов внутри крепости. Большая часть их погибла во время штурма от рук разъяренных солдат. В плен попали генерал, 5 полковников, 117 офицеров, 125 артиллеристов и 1600 солдат. Потери русских составили 359 человек убитыми и 1340 ранеными.

23 августа 1898 г. Николай II выступил с предложением созвать международную конференцию, чтобы ограничить «развитие современных вооружений».

Две международные конференции, состоявшиеся 1899 г. и 1907 г. в Гааге (Нидерланды), имели целью ограничить рост вооружений и выработать мирные способы решения международных споров. Конференции отразили рост пацифистских настроений и обеспокоенность резким увеличением количества оружия и его убойной и разрушительной  силой.

29 августа. Феодоровская икона Божией Матери.

По преданию, этот образ написан евангелистом Лукой и близок по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Название свое икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича, отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем, в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти икона была взята его младшим братом Василием. В 1276 г. князь Василий умер в Костроме. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата.

Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века – прекращением Смутного времени. В 1613 г. чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании  на царство Михаил Романов. В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал: «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме». Согласно традиции, в честь Феодоровской  иконы Божией Матери немецким принцессам при крещении в Православии давали отчество Феодоровна (императрица страстотерпица Александра Феодоровна, великая княгиня преподобномученица Елизавета Феодоровна, императрица Мария Феодоровна).

30 августа 1854 г. в ходе Крымской войны началась героическая оборона Петропавловска (ныне Петропавловск-Камчатский), основного опорного пункта России на Дальнем Востоке.    

 

Яндекс.Метрика