10 правил Великого поста

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«СЕ МАТИ ТВОЯ»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таинства Православной Церкви

В Таинстве Брака Церковь благословляет жениха и невесту на совместную жизнь, на рождение и воспитание детей. Жених и невеста должны при этом обещать Богу, что они будут верны друг другу всю жизнь. Конечно, такое обещание и сам брак должны быть свободными и непринужденными, потому что образ союза самого Христа с Церковью – эта великая тайна, но это так.

Жених и невеста должны осознать важность момента, когда во время Таинства священник от лица Господа венчает их, и с того времени они становятся уже не двумя разными людьми, а «единой плотью», которую разлучить или разрушить не может и не должен пытаться никто из людей. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», - читаем в Евангелии. И правда, разлучение супругов – это грех не только перед детьми, которые у них родились, но и перед Богом и Его Церковью, это нарушение и пренебрежение святостью Таинства, а потому кощунство.

Как установлен брак. В первой книге Библии описывается, как Господь сотворил из праха земного первого человека Адама и как создал помощницу ему, назвав ее Ева, то есть жизнь. «Нехорошо человеку быть одному», - это слова Господа, переданные нам в Библии пророком Моисеем. «Плодитесь и размножайтесь» - заповедовал Бог первой супружеской паре, от которых затем произошло все человечество. «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью, так что уже не двое, но одна плоть». Так говорит Господь. Что может быть крепче связей между матерью и ее ребенком? Но они отходят на второй план, когда заключается брак. Человек оставляет отца и мать, и возникает новая семья. Конечно, обязательства детей перед родителями никто не отменяет, но и тогда преимущество остается за связями между мужем и женой. Даже мать или отец не имеют право разлучить супругов или быть для них главным авторитетом во внутренних конфликтах. Все они решают между собой и Богом, потому что именно им, а не кому-нибудь еще, дана благодать на брак, и эта благодать Таинства ведет их и просвещает в трудные моменты семейной жизни, без которых никто не обходится.

В христианской семье глава – муж. Во время венчания читается апостольское послание, в котором говорится, что муж должен любить жену, как самого себя, а жена – бояться своего мужа. Одно без другого не может быть: ни любовь мужа, ни боязнь жены, которая, конечно, не простой страх, потому что его не бывает перед теми, кто нас любит. Это такой страх, когда человек боится оскорбить Бога своими грехами. Бог любит людей, и каждый христианин должен бояться оскорбить эту любовь, так же и мужья должны любить своих жен, а женам должно быть страшно любовь нарушить. Впрочем, «ни муж без жены, ни жена без мужа».

В христианстве семья называется «малой церковью». Отношения внутри семьи, между всеми ее членами должны быть не просто бытовыми, житейскими. Семья – это христианская тайна, и недаром она начинается Таинством Брака, благодатию этого Таинства существует и в нем черпает силы. Настоящая семья помогает каждому ее члену быть примерным членом Церкви, а не мешает этому. И, конечно, самое прочное основание христианской семьи – это любовь и православная вера, которые делают мужа и жену единомышленниками, одухотворяют их поступки и мысли, направляют к единой цели и не стареют со временем, как плотское влечение.

«Преславно иго двух верующих, - писал известный христианский писатель Тертуллиан, - имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают и увещевают друг  друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях и в гонениях, в покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».

И конечно, истинный христианский брак не может быть предосудительным или порицаемым. Апостол Павел повелевает не верить лжеучителям, которые в последние времена будут запрещать вступление в брак.

Когда можно венчаться? Таинство Брака совершается в храмах не каждый день. Не венчаются во время всех четырех постов, накануне постных дней – среды и пятницы, а также накануне воскресенья и великих праздников, чтобы не пропускать предпраздничное всенощное бдение и не заменять его развлечениями и застольем. Не совершается Таинство Брака накануне и в дни усекновения или обретения главы Иоанна Предтечи, воздвижения Креста Господня, в пасхальную седмицу и на святки, то есть от праздника Рождества Христова до Крещения.

Исходя из этих указаний можно венчаться в воскресенье, понедельник, среду и пятницу, если нет многодневного поста.

Кто может венчаться? Венчаться могут те, кто желает вступить в брак и может дать обещание Богу в том, что этот брак на всю жизнь. Будущие муж и жена не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого. Об этом священник специально спрашивает во время Таинства. Будущие супруги не могут быть в родстве кровном или духовном. Этот вопрос может разрешить только священник. Священник проверяет, нет ли церковных препятствий: например, не состоят ли жених и невеста в духовном родстве и исповедуют ли оба христианскую веру. Обычно жених и невеста перед Таинством регистрируют свой брак в ЗАГСе.

Не вступают в брак священники и диаконы (их брак совершается еще до принятия сана) или тот, кто принял монашеские обеты.

Совершение таинства и обряды, сопровождающие его. Перед началом венчания происходит обручение жениха и невесты. Сейчас венчание и обручение происходят одно за другим, а раньше между ними могло проходить довольно значительное время. Обычно венчание бывает после литургии, на которой жених и невеста причащаются Святых Христовых Тайн. На этой литургии кольца, которыми они будут обручены, лежат на святом престоле, и там освящаются.

Жених и невеста стоят перед началом обручения в притворе: жених справа, невеста слева. Священник открывает Царские Врата, в полном облачении выходит к ним, вручает свечи, которые горят все время совершения Таинства, и ставит их рядом в начале храма. После каждения и молитв священник совершает обручение, то есть соединение будущих супругов кольцами.

Сама форма кольца – это символ вечности, не имеющий конца. Таким же вечным должен быть христианских брак. И смерть не может его разорвать.

Итак, сначала священник берет кольцо жениха и произносит следующие слова: «Обручается раб Божий Александр (например) рабе Божией Елене (например)» и надевает его ему на палец на некоторое время. Затем священник берет уже кольцо невесты, размером побольше и говорит: «Обручается раба Божия Елена рабу Божию Александру», и надевает его невесте. Затем священник трижды меняет кольца на их руках так, что после этого троекратного обмена кольцо невесты, размером побольше, остается у жениха, а кольцо жениха остается у невесты. Так, обменявшись кольцами, они будут носить их в браке. Это символизирует единодушие, согласие и взаимную поддержку, а также и память друг о друге, как бы далеко они не находились во временной разлуке. Кольцо супруга не даст забыть о нем.

После обручения и молитв священник ведет молодых на середину храма, читая псалом 127, в котором говорится о благословенном супружестве, а хор поет много раз «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

В центре храма стоит аналой с крестом и Евангелием, рядом лежат венцы. Перед аналоем расстилается плат или чистое полотенце, на него вступают жених и невеста. Здесь наступает торжественный момент, когда от лица Церкви священник задает им по очереди вопрос: «Желаешь ли ты искренне и непринужденно быть мужем Елены, которую ты видишь здесь перед собою? Не связан(а) ли ты обещанием другой (другому)?».

Венчание. «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков.» Таким возгласом начинается Таинство Венчания. В следующих за этим возгласом молитвах вспоминается создание женщины от ребра Адама, благословение их на брак. Церковь просит Господа, освятившего своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословившего супружества многих праотцев, о которых мы можем читать в Библии, благословить и этот брак, подобно тем.

После этих торжественных молитв священник берет первый венец, благословляет им жениха и невесту со словами «Венчается раб Божий Александр рабе Божией Елене во имя Отца и Сына и Святого Духа», дает жениху поцеловать иконочку Спасителя, укрепленную на венце, и одевает венец. То же самое он делает и со вторым венцом, говоря: «Венчается раба Божия Елена рабу Божию Александру…», и дает невесте приложиться к образу Богородицы, укрепленному на венце.

Есть обычай не надевать венцы, а держать их над головами молодых, но правильнее венцы все-таки надевать. Держат венцы свидетели или друзья жениха и невесты. Обычно для этого готовят чистый белый носовой платок и им прихватывают одну из дружек венца, и держат венцы так, чтобы они не касались головы. Дело это нелегкое, поднятая вверх рука, даже если венец нетяжелый, быстро устает, поэтому можно менять руки.

После благословения венцами священник оборачивается к алтарю и произносит трижды тайносовершительные слова: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их» и благословляет жениха и невесту, с того времени становящихся мужем и женой.

Церковные венцы имеют глубокий смысл. Как Бог при благословении Адама и Евы не только сказал им «плодитесь и размножайтесь», но и добавил «и обладайте землею», то есть поставил их царями природы, Им сотворенной, так и до сих пор это царское достоинство остается в людях, несмотря на совершаемые ими грехи.

Кроме того, эти венцы являются еще и венцами мучеников. Супружеский путь труден, на нем встречается много препятствий, но все их необходимо преодолеть, чтобы достигнуть вместе Царствия Небесного.

После венчания наступает время чтения положенных отрывков из Евангелия и Апостола.

После прошений священника о новобрачных присутствующие читают или поют молитву Господню «Отче наш», затем приносится чаша с вином, так называемая «общая чаша», потому что новобрачные пьют из этой чаши по очереди три раза. Священник осеняет ее крестным знамением и подает ее сначала жениху, потом невесте, которые отпивают по глотку, предварительно перекрестившись. Теперь все у мужа и жены, начиная с этой чаши, будет общим – радости и беды, труды и отдых.

Подав новобрачным общую чашу, священник соединяет их правые руки, накрывает епитрахилью и ведет за собой вокруг аналоя три раза. Каждый круг хор сопровождает особым песнопением. В первом говорится о воплощении Сына Божия от Девы Марии, во втором Церковь просит молитв святых мучеников о том, чтобы и новобрачные прошли трудный путь семейной жизни, и, не взирая на трудности, не поколебались в исполнении заповедей Господних. Наконец третья песнь воздает славу Богу, Который «апостолов похвала, мучеников радование».

Здесь круг – символ вечности, как и кольцо. Совместное шествие этой пары вслед за священником, который представляет здесь в силу своего сана Самого Господа, - это только начало длинного семейного пути.

Три круга вокруг аналоя кончаются, новобрачные становятся на место, и священник снимает с них венцы, напутствуя каждого следующими словами: «Возвеличься, жених, как Авраам, будь благословен, как Исаак, и пусть твое потомство будет так многочисленно, как у Иакова.Ходя в мире и исполняя заповеди Божии в правде». «И ты, невеста, веселясь о своем муже, храня пределы закона, потому что так благоволил Бог, возвеличься, кА Сарра, возвеселись. Как Ревекка, и пусть твое потомство будет многочисленным, как у Рахили».

   После двух молитв и благословения священника новобрачные целуются, свидетельствуя свою любовь друг другу.

На этом Таинство Бракосочетания заканчивается. Молодых подводят к Царским Вратам. Жених прикладывается к иконе Спасителя, невеста – к иконе Божией Матери, которые находятся рядом с ними, затем новобрачные меняются местами и опять прикладываются к иконам. Священник дает им поцеловать напрестольный крест и благословляет венчальными иконами. Жениху дается икона Спасителя, невесте – икона Божией Матери. Эти иконы новобрачные приносят с собой заранее. Обычно их покупают перед самым венчанием в храме, а иногда заранее заказывают иконописцу.

Поется «Многая лета» и начинается поздравление. Молодые стоят рядом с амвоном лицом к храму и благодарят всех подходящих с цветами и подарками.

Источник: свщ. Андрей Лоргус, свщ. Михаил Дудко и др. "Книга о церкви"

Яндекс.Метрика