Общие Сведения
Таинство Крещения
Таинство Миропознания
Таинство Причащения
Таинство Покаяния
Таинство Священства
Таинство Брака
Таинство Елеосвящения
Елеосвящение, или иначе Соборование, - такое Таинство в котором Церковь призывает на больного благодать Божию, которая исцеляет болезни души и тела, через помазание освященным маслом.
Почти нет людей, которые не знали бы, что такое болезни. Даже те, кто обладал великолепным здоровьем в молодости, постепенно с годами начинают терять его, и, наконец, все умирают. Таковы законы нашего мира, в котором грех разлагает жизнь. А неизбежным следствием греха являются болезни и смерть. Бесполезно лечить тело, если душа больна. Рано или поздно тело уйдет в землю, из которой создано, а дух направится к Богу, чтобы дать Ему ответ за все, что сделал в земной жизни и дурного, и доброго. Поэтому, пытаясь вылечить тело, нельзя забывать о душе. Даже если нашим здоровьем занимаются опытные врачи, исцеление подает Бог, и если Он не благоволит, то все усилия врачей будут напрасными. И, наоборот, Господь в силах исцелить любого человека по вере его, но исцелить всего – и душу, и тело, пусть даже к больному не прикоснется ни один врач.
Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезни – грехи. В Требнике сообщается, что Таинство это совершается «над тяжко больными», однако многие по совету своих духовников соборуются каждый год, поскольку Таинство совершается не только во исцеление тела, но и души, и даже души в первую очередь. Однако совершение Таинства Соборования не значит, что надо прекратить принимать лекарства или не посещать врачей, потому что если исцеление совершится через врача, то и это – от Бога.
Часто Соборование соединяется с Исповедью и Причащением. Когда больной находится при смерти, сначала совершается Исповедь и Причащение, а затем Соборование. В обычных же случаях, когда смерть не угрожает больному, он исповедуется и соборуется.
По правилам, Таинство Елеосвящения от лица полноты церковной должно совершаться семью пресвитерами – священниками, потому и называется Соборованием. Соответственно и последование Таинства разделяется на семь частей, в каждой из которых читаются свои молитвы, отрывок из Апостола и Евангелия.
Однако в редком храме есть семь священников. Чаще всего Таинство Елеосвящения совершает один священник, особенно если это таинство совершается на дому у больного. Это Церковью допускается по необходимости, если нет возможности собрать полное число священников. В этом случае все молитвы и положенные чтения совершает от лица собора один.
Как подготовиться к соборованию? Если соборование совершается дома у больного, то перед приходом священника необходимо приготовить блюдо с зернами пшеницы или любым другим зерном, а также небольшой сосуд с елеем. Нужно также не много красного вина и семь палочек, обернутых на конце ватой называются в последовании Таинства стручцами.
Кроме того нужно подготовить чистый платочек, чтобы отирать масло, которым больного обильно смазывает священник, так что оно льется на одежду. Помазывают лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки, поэтому одежда должна быть такой, чтобы удобно было помазать грудь, а не «под горлышко».
Во время тяжелой болезни довольно совершения Таинства один раз. Замечено, что после Соборования больной или вскоре идет на поправку, или, если это ему суждено Богом, умирает. Не положено во время одной болезни часто собороваться. Для укрепления и здравия души и тела существует Таинство Причащения, которое можно совершать так часто, как это требуется и разрешается духовником.
Общее Соборование совершается обычно Великим постом в разных храмах по-разному, обычно на Крестопоклонной седмице.
Как совершается таинство. Таинство Елеосвящения называется еще соборованием потому, что совершают его семь священников, то есть их «собор». Семь число в Церкви священное, с ним многое связано. Например, самих Таинств семь, семь даров Святого Духа, семь Вселенских Соборов и т.п.
После чтения Евангелия и молитв совершается первое помазание. Первый из священников берет кисточку, обмакивает ее в елей и крестообразно помазывает больного: лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. При этом священник читает особую тайносовершительную молитву.
При каждом следующем помазании елеем повторяется то же самое. Читается отрывок из апостольских посланий, затем Евангелие, следующий священник совершает молитвы и помазывает больного – и так семь раз.
После седьмого заключительного помазания священники окружают больного и первый из них открывает Евангелие и кладет его открытым на голову больного корешком вверх, так что голова оказывается между открытыми страницами, и читает молитву, в которой говорит Господу, что не свою руку кладет на голову больного, «но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии» и далее просит прощения грехов больного и здоровья ему.
Больной во время чтения этой молитвы непрерывно произносит «Господи, помилуй». Затем после кратких молитв, в конце таинства, болящий трижды покланяется священникам и говорит: «Благословите, отцы святые, и простите меня грешного».
Источник: свщ. Андрей Лоргус, свщ. Михаил Дудко и др. "Книга о церкви"