Таинства Православной Церкви

Крещение – это такое Таинство, в котором верующий при троекратном погружении в воду во имя Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и рождается в жизнь духовную, святую. Крещение совершается лишь однажды. Поэтому повторение этого Таинства не допускается, даже если оно произошло не у православных, однако по всем правилам. Таинство Крещения установил Сам Господь. Ни одно из течений христианства, даже те, которые отвергают почти все православные правила и установления, не отвергает необходимости Крещения. О нем в Евангелии говорится ясно, как о необходимом условии вхождения в Церковь. «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

Обычно православных крестят в детстве, и они не помнят, как происходит совершение этого Таинства, но в наше время совсем не редкость крестить взрослых, для которых это становится значительным и запоминающимся событием. В этот день они становятся членами Церкви Христовой, решительно меняют жизнь и дают обет сочетаться Христу и веровать Ему, как Царю и Богу. Из крещальной купели человек выходит заново рожденным, оставив свою прошлую жизнь с ее грехами.

В первую очередь для Крещения требуется вера в Господа и Его Святое Евангелие, а также в Церковь, которую он основал на земле и которая является Телом Его. Поэтому во время Крещения священник и просит читать Символ веры.

Но как же дети? Они не имеют еще сознательной веры, и кто может поручиться, вырастут ли они верующими? Поручиться за них могут крестные, которые для того и существуют в Церкви и обязательны для младенцев. Крестные берут на себя обязательство следить за своими крестниками и воспитывать их в духе православия и благочестия. Для того чтобы обещать это Церкви, крестные сами, как минимум, должны быть верующими и достаточно близкими семье младенца, потому что они должны реально участвовать в его религиозном воспитании.

Некоторые спросят, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сам сможет сказать, что он верит в Бога? Но в Таинстве Крещения ребенок получает особую благодать, которая поможет ему в жизни. Он становится членом Церкви и может поэтому быть участником святых таинств, в том числе и Таинства Евхаристии, причащаться Святых Христовых Таин. Наблюдательные люди знают, какая большая разница есть между крещеными детьми, которых родители регулярно причащают, и некрещеными.

Что же касается веры, то она есть даже у самых маленьких детей. Вера рождается раньше, чем мы можем выразить ее словами, и детская вера крепче и непосредственней, чем у взрослых, душа которых отягощена грехами. Вера есть у всех младенцев, главная задача родителей и крестных не воспитать ее, а не дать ей погаснуть под дурным влиянием. Христос ставил детскую веру в пример. А тем, кто запрещал детям приходить к Нему, напомнил слова пророка: « Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Даже грудные дети хвалят Бога, и Бог принимает их хвалу, как же не принимать ее нам.

Крещение детей в древности существовало наряду с Крещением взрослых. Уже апостолы крестили целые семейства вместе с детьми. С V века Крещение детей закреплено постановлениями Соборов, но до того времени совершалось по обычаю, идущему от апосталов. 

Подготовка к Крещению. В раннехристианские времена взрослого человека допускали к Крещению не сразу. Его готовили для этого иногда год и более.

Готовящийся к Крещению назывался оглашенным, потому что его «оглашали», то есть учили истинам веры и позволяли принимать участие в некоторых службах и обрядах Церкви. Сегодня в Церкви нет правила готовить взрослых ко Крещению каким-то строго установленным образом, как нет и правила крестить их вместе в один день. Каждый священник согласно своей пастырской совести испытывает веру и разумение желающего креститься. Если он считает, что пришедший еще не готов к принятию Таинства, что у него нет веры, а креститься он хочет, допустим, из любопытства, то Крещение может и должно быть отложено. Священник может пригласить такого человека на беседу и подготовить его к вступлению в Церковь, объяснив истины, которые заключаются в Символе веры.

Что надо приготовить к Крещению? В первую очередь, нужен крестик. Его можно купить в храме. Но у многих уже есть какой-то крестик, часто это семейная реликвия или подарок. Такой крестик надо предварительно показать священнику, и он определит, правильно ли крестик сделан. Православный крест обычно бывает восьмиконечным, то есть имеет три перекладины. Верхняя короткая, на ней помещается сокращенная надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский». Средняя, самая длинная. Нижняя косая, тоже короткая, левый от нас конец этой перекладины выше, чем правый.

Православная Церковь не отвергает и четырехконечных крестов, у которых только одна перекладина – длинная средняя. Крестик может быть с изображением распятия или без него. На православном изображении распятия ступни ног располагаются рядом друг с другом ровно, а на католическом – одна на другой.

Для крестика нужна ленточка или цепочка. Ее нужно предварительно померить, чтобы она легко одевалось через голову.

Нужна также крестильная рубашка. Она должна быть белого цвета как знак чистоты.

Перед крещением и дети, и взрослые раздеваются, и во время молитв стоят, закутавшись в длинную простыню, которую хорошо принести с собой заранее.

Нужно привести с собой крестных. Они обязательно должны быть верующими. По русской традиции крестных бывает двое: женщина и мужчина, но обязателен лишь один. Для мальчика это мужчина, для девочки женщина.

Совершения Крещения. На купели устанавливаются и зажигаются три свечи, священник в белом облачении выходит к крещаемым и начинает молитвы на наречении имени. В первой молитве впервые произносится имя, которое дается младенцу. В молитве он просит, чтобы свет лица Господня знаменовался на младенце (здесь называется имя). Затем священник благословляет младенца и просит Господа, чтобы крест, которым крещаемый «знаменуется», был и в сердце, и в мыслях его, чтобы он уходил от мирской суеты и следовал повелениям Господним.

Надо сказать, что в Православной Церкви установился обычай давать имена не любые, а в честь святых. Список этих имен печатается в православном календаре каждый год. Поэтому, даже если родители выбрали и записали в свидетельстве о рождении неправославное имя, надо выбрать другое, православное. Некоторые имена нельзя найти в святцах, потому что это искаженные имена святых.

Взрослые приходят к началу Крещения, уже раздевшись и накрывшись длинной простыней или покрывалом.

Первое священнодействие Крещения – это возложение руки в знак защиты и благословения. Рука священника здесь – это рука Самого Господа, который с этих пор берет под Свою особую защиту и покровительство пришедшего к нему человека.

В чине оглашения три молитвы, в которых Церковь в лице священника запрещает великим и страшным Божиим именем дьяволу и нечистым духам строить козни крещаемому и гонит его прочь.

После того, как нечистый дух изгнан и заклят именем Божиим, настает время человеку самому отказаться от него. Священник поворачивает и крестных, и их крестника лицом на запад, то есть символически – ко тьме, в которой живут злые духи, чтобы встретиться с ними напрямую, но уже находясь под церковной защитой.

Следующие вопросы надо знать и крестным, и крестнику, потому что на них нужно сознательно отвечать.

Священник:

- Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?

Крестник или крестный (за ребенка):

- Отрицаюсь.

Эти вопрос и ответ повторяются трижды.

Священник велит повернутся после этого лицом на восток, к Господу, и спрашивает:

- Сочетаешься ли Христу?

Ответ:

- Сочетаюсь.

Вопрос и ответ повторяются трижды.

После исповедания верности Христу крестник или крестный читает символ веры

Всем присутствующим раздаются зажженные свечи и священник произносит возглас, которым начинается Божественная литургия: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа…». Во время следующей ектении священник просит о том, чтобы вода в купели освятилась силой, и действием, и наитием Святого Духа, чтобы этой воде Богом была послана благодать избавления и благословение Иордана, то есть той реки, в которой крестился Христос. Священник молится, чтобы на эту воду сошло очистительное действие Святой Троицы и чтобы она стала способной отогнать все наветы видимых и невидимых врагов.

Молится священник о крещаемом, чтобы он сподобился стать участником смерти и воскресения Христа Бога, чтобы он сохранил благодать крещения до Страшного Суда Божия.

Затем священник трижды благословляет воду и крестообразно дует на нее, говоря при этом: «Пусть сокрушатся образом крестного знамения все сопротивные силы».

Так освящается вода.

В особом сосуде у священника хранится елей для Крещения. Священник окунает в него кисточку и помазывает воду крестообразно.

Затем наступает очередь самого крещаемого.

Священник говорит:

- Помазуется раб Божий елеем радования во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

При этом помазывается лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Крещение в Православной Церкви совершается погружением в воду троекратно, хотя сейчас погружение довольно часто заменяют из-за отсутствия больших сосудов обливанием. Взрослым следует, если есть возможность, найти храм, где есть большая крестильня. Сейчас при некоторых храмах строят такие крестильни объемом с небольшой бассейн со ступеньками, чтобы было удобно спускаться и чтобы в него мог погрузиться даже человек большого роста.

Сразу после помазания елеем с крещаемого снимают одежду, крестный подводит его к купели, и священник погружает его со словами:

Крещается раб Божий (произносится имя) во имя Отца (погружение), Аминь, и Сына (погружение), и Святого Духа (погружение), Аминь.

Из купели крещеного воспринимает от священника крестный. Тут же одеваются крестик и белая рубашечка, которые надо держать в этот момент наготове.

При этом поется тропарь: «Ты, Многомилостивый Христос Бог наш, который одевается светом, как ризой, подай и мне светлую ризу».

Момент этот очень важный. Светлая рубашка или риза символизирует новую одежду души, полученную от Бога в Таинстве Крещения. Перед началом его была снята старая одежда, как груз греха, к которому уже не надо обращаться, а из купели вышел новый человек – ему нужна и новая одежда, светлая и чистая.

Источник: свщ. Андрей Лоргус, свщ. Михаил Дудко и др. "Книга о церкви"

Яндекс.Метрика